krpress.ru 21 Ноября 2017

Астрономы МГУ в первый раз в мире наблюдали сжимание белого карлика

14 Ноября 2017, 01:06 | Васильева Яна Дмитриевна

Астрофизики из Российской Федерации и Италии предположили, что белый карлик, входящий в двойную систему HD 49798, находится с начала эволюционного пути и все еще продолжает сжиматься.

Научная статья размещена в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Идет речь о системе HD49798/RX J0648.0-4418, расположенной на расстоянии 2000 световых лет от Земли, в созвездии Кормы.

В системе находится компактный объект, период вращения которого составляет всего 13 секунд.

Ученые довольно давно считают, что молодые белые карлики поэтапно сжимаются после сброса внешних оболочек умершей звезды, «худея» на несколько сотен километров в 1-ый млн лет своего самостоятельного существования.

Относительно недавно астрономы обнаружили, что скорость вращения компактного объекта уверенно растет на протяжении последних 20 лет. За год период обращения карлика уменьшается на 7 наносекунд — значимая цифра для объекта, который в сотни раз тяжелее Солнца, и радиусом в 5000 километров (меньше Земли).

Белые карлики — звезды, имеющие большую массу (порядка солнечной) и небольшой радиус (радиус Земли), появляются в итоге эволюции красных гигантов.

Подобное поведение не удавалось пояснить в рамках обычных теорий, пока не было выдвинуто предположение, что объект является белым карликом, а ускорение происходит за счет его сжимания. Все эти варианты были рассмотрены и отвергнуты в работе Мерегетти.

В новейшей работе группа исследователей под управлением Сергея Попова из ГАИШ предлагает пояснить быстрое изменение периода тем, что белый карлик в действительности находится только с начала эволюционного пути и вплоть до этого времени сжимается, что приводит к уменьшению момента инерции и изменению периода пульсара. Оказалось, что скорости изменения периода 2x10 секунд в секунду соответствует возраст звезды около двух-трех млн. лет.

Также астрофизики рассчитали светимость звезды для найденного возраста. Она оказалась равна приблизительно 0,65 светимостей Солнца, что соответствует белому карлику с температурой поверхности около 75 тыс. Кельвинов. Скорость сжатия около сантиметра в год, которая и предполагается для белого карлика такого возраста, как раз оптимально объясняет наблюдаемую скорость вращения и подтверждает, что астрофизики впервые идентифицировали сжимающийся белый карлик. Ранее считалось, что на раннем этапе развития происходит сжимание белых карликов, но подтверждений данной теории не было. Саму же фазу сжатия «вживую» мы никогда не могли видеть.

«Уникальность системы, которую мы наблюдали, в том, что белый карлик как словно подсветили благодаря отдаче вещества с соседней звезды». Самое главное, что его подсветили так добросовестно, что это не воздействовало на его вращение, и в этом заключается данной редкость системы.

В остальных одинаковых системах аккреция значительно мощнее: «уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить „красоту сжатия“ невозможно», — сказал Попов.